Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




27 августа - День российского кина

Сменяющиеся кадры, судьбы киногероев приковывают внимание и заставляют сопереживать, сочувствовать, проживать экранную жизнь так, словно это происходит совсем рядом… Огромный, многогранный, неповторяющийся мир покорил сердца миллионов зрителей. И поэтому не мог обойтись без своего праздника.

27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник – День российского кино. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. В память об этом событии эта дата и стала считаться Днем Советского кино, а позднее – Днем кино России. Однако само российское кино существовало и было любимо зрителями задолго до декрета.
В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Степан Разин»). В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие мастера режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

В 1911 году фирма Ханжонкова «по высочайшему соизволению» сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

Одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала отечественная лента «Броненосец Потемкин». Этот знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна вышел на экраны страны в 1926 году и стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом.
Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка. Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры: братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»). Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году создатели «Чапаева» получили первую премию. Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным королем комедии 1930-х, а Любовь Орлова – главной звездой экрана.

Великая Отечественная война скорректировала тематику и жанры российского киноискусства. После короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие. В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), историко-биографические повести об ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский»). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).
В 1950-х годах заметной фигурой стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли» завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

В 1960-х на экраны вышли фильмы Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет»), Ларисы Шепитько («Крылья»), и подарившие зрителям удовольствие настоящего развлечения комедии Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).
В 1970-1980-е годы были сняты такие шедевры, как «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Полеты во сне и наяву» и «Поцелуй» Романа Балаяна, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие. Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.
Советские и российские кинематографисты получили широкое международное признание. Лауреатами престижной премии «Оскар» стали шесть советских/российских кинолент: в 1943 году – документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой»; в 1969 году – «Война и мир» Сергея Бондарчука; в 1976 году – «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии); в 1981 году «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова; в 1995 году – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова; в 2000 году – анимационный фильм Александра Петрова «Старик и море».
В 1958 году фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» получил «Золотую Пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.
Советские и российские фильмы четырежды становились обладателями главной награды Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва». В 1962 году эту награду получила картина Андрея Тарковского «Иваново детство», в 1991 году – притча Никиты Михалкова «Урга – территория любви», в 2003 году – драма Андрея Звягинцева «Возвращение» (фильм также стал обладателем «Золотого льва будущего» за лучший режиссерский дебют). В 2011 году лучшим фильмом фестиваля была признана картина Александра Сокурова «Фауст».

Год от года киноиндустрия России продолжает развиваться. Смотрите новые фильмы, пересматривайте классику отечественного кинематографа. Книги из фонда библиотеки, рассказывающие о киноискусстве помогут вам сориентироваться в огромном океане под названием КИНО.

Материал подготовлен на основе литературы из фондов гуманитарно-просветительского отдела библиотеки ВолгГМУ и информации открытых источников сети Internet.