Информационные ресурсы
- ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
- ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПУБЛИКАЦИЙ
- ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ. ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (правила регистрации и работы)
- • ЭБС "Консультант студента"
- • ЭБС "Консультант врача"
- • ЭБС "СпецЛит"
- • ЭБС "Лань" и Консорциум сетевых электронных библиотек - СЭБ
- • Большая медицинская библиотека
- • Электронная библиотека EduPort Global
- • Электронная библиотека Grebennikon
- • Образовательная платформа Юрайт
- • РКИ. Русский как иностранный (IPR Media)
- • Ресурсный центр иностранных языков
- • ЭБС ВолгГМУ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ
- ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
- Патентные базы данных
- Инклюзивное образование. Доступная среда
- Информационные материалы
Услуги
Наукометрия
Гуманитарное пространство медицины
Ресурс месяца
Тургенев… СтОит ли перечитывать? (Медицинская тематика в художественной литературе)
В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения классика русской литературы И. С. Тургенева. Изучение его произведений – обязательная часть общеобразовательных школьных программ в нашей стране. В результате многие из нас сложившийся ассоциативный ряд МУМУ*ТУРГЕНЕВ*ОТЦЫ И ДЕТИ проносят через всю дальнейшую жизнь, но к творчеству писателя больше не возвращаются.
А ведь во второй половине XIX века Тургенев занимал центральное место в литературном процессе, и его известность простиралась далеко за пределы Российской империи. По мнению литературоведов, он оказал значительное влияние на развитие европейской литературы, при этом за границей его знают гораздо лучше, чем, например, А. С. Пушкина.
Нужен ли нам Тургенев сегодня? Актуален ли он? Современность писателя определяется многими факторами, среди которых на первом месте значимость темы произведения. И. С. Тургенев поднимает проблемы, которые никогда не исчерпают себя: конфликт поколений, конфликт старого и нового, выбор пути, по которому идти России ... Не будем останавливаться на полной характеристике творчества писателя. Традиционно коснемся медицинской тематики, присутствующей на страницах его произведений.
Медицинские темы не занимают много места на станицах тургеневских сочинений, но отдельные эпизоды, с массой деталей и мелочей, тонких намеков и акцентов, воспринимаются ярко и отчетливо. В этом особая ценность его повествований, касающихся врачебной деятельности. Главный герой-медик у Тургенева, конечно же, Евгений Базаров.
Сценами романа «Отцы и дети» восхищался А. П. Чехов. В письме от 24 февраля 1893 г. издателю А. С. Суворину он писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? А Кукшина? Это чорт знает как сделано. Просто гениально...» [14].
Болезнь и смерть человека – это отдельная тема для И. С. Тургенева. «Живые мощи» - небольшое, но невероятно емкое по содержанию произведение, объединяющее медицинский и религиозно-моральный аспекты этой темы. Рассказ вошел в сборник «Записки охотника». Лето и половину осени 1846 года писатель провел в родовом имении Спасское-Лутовиново, в окрестностях которого действительно случилась эта история. Даже имя героини подлинное!
Барин-охотник неожиданно встречается с деревенской девушкой Лушей, по которой «вздыхал» в юности, и не узнает ее.
Врачи до сих пор обсуждают клиническую картину заболевания Лукерьи. «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки, тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное».
Ранее считалось, что Лукерья страдала системной недостаточностью надпочечников (аддисоновой болезнью), которая и обусловила бронзовую окраску кожи и невозможность передвигаться. Но сегодня не все врачи согласны с этим мнением [15].
Безнадежно больная, почти обездвиженная, девушка лежит на протяжении семи лет. Физически она высохла телом и потемнела до такой степени, что в деревне ее прозвали «живыми мощами». Казалось бы, и сознание Лукерьи должно претерпеть изменения - в такой ситуации депрессия неминуема. Но она обретает особенную чуткость в восприятии окружающего мира. В ее душе нет места зависти и злобе, она не вопрошает: «За что мне это?!». Напротив, радуется, что вокруг кипит жизнь, что имеет возможность ощущать звуки и запахи. «…Гречиха в поле зацветет или липа в саду – мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу… Смотрю, слушаю. Пчелы на пасеке жужжат да гудят, голубь на крышу сядет да заворкует; курочка-наседка зайдет с цыплятами крошек поклевать; а то воробей залетит или бабочка – мне приятно». Лукерья живет «здесь и сейчас», остро чувствует, так же, как и здоровый человек.
Она не боится смерти, уход в иной мир воспринимается героиней рассказа в соответствии с общей атмосферой повествования - как что-то естественное и совершенно не страшное. «Не то чтобы испугаться, а я напротив – рада-радеханька, крещусь!» Удивительный рассказ! Читаешь, и ощущаешь эффект присутствия, понимаешь, что Тургенев препарирует душу Лукерьи, причем делает он это помимо желания – просто в силу своего таланта.
После прочтения образ девушки прочно остается в памяти как уникальный пример гармонии души при критической дисгармонии тела. Не случайно говорят: «Если в Вас все плохо – перечитайте «Живые мощи»!
Именно такие произведения учат отличать настоящую литературу от подделки. Тургенева стоит перечитать!
Произведения И. С. Тургенева из фонда библиотеки ВолгГМУ:
Литература о жизни и творчестве писателя:
С. В. Замылина,
зав. отделом гуманитарно-просветительской работы библиотеки ВолгГМУ
Фото:
Спасское-Лутовиново,
Бежин Луг — современный вид