Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




​Лекарство, которое слушают

О том, что музыка (прежде всего, мелодия и ритм) влияет на физическое и эмоциональное состояние человека, было известно еще со времен античности. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу этого вида искусства. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит. Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций[1].
К практике музыкотерапии обращались в период Ренессанса. Ее использовали при нервных расстройствах, в лечении меланхолии и истерии. Во второй половине XIX века были предприняты попытки осмыслить воздействие музыки на человеческий организм с точки зрения медицинской практики. В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІX – начале ХХ вв. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова отмечалось благоприятное влияние музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен [3]. 
К вопросам влияния музыки на душевнобольных обращалась ученица В. М. Бехтерева Л. С. Павловская. Экспериментальное психологическое исследование было проведено ею в 1925 году во Второй Психиатрической Больнице. В своей работе автор сообщает о том, что концерты в клинике начали проходить с марта 1925 года два раза в неделю. Участие в выступлениях принимали профессиональные музыканты - пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. Проводилось психологическое и рефлексологическое исследование больных. Исполнялась музыка Бетховена, Шопена, Вебера, Баха, Гайдна, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Даргомыжского и других композиторов. Согласно мнению автора, это был первый опыт проведения систематических психотерапевтических концертов с серьезной программой. Л. С. Павловская пришла к выводу, что воздействие музыки может быть приравнено к воздействию психотерапевтическому, особенно при условии продолжительного и цельного исполнения музыкальных произведений. В отношении наиболее восприимчивой к музыке категории больных было отмечено, что больше всего подчиняются музыке эпилептики и меньше всего маниакально-депрессивные больные. Автором отмечалась способность музыки оказывать влияние на настроение больных, изменять направленность их ассоциаций [2].
В 1948 г. А. Понтвик основал шведскую школу музыкотерапии. С этим же годом связывают возникновение психоаналитической концепции музыкотерапии в США. Кстати, сегодня музыкальных терапевтов готовят 24 американских колледжа.
Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств. 
Особенная роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней
Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не столько на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец [3]. 
Среди наиболее известных российских методик нужно назвать модели В. И. Петрушина, С. В. Шушарджана, В. М. Элькина, Р. Блаво. В нашей стране музыкотерапия используется в санаторном лечении, в психиатрии.
В целом, музыкотерапия конца ХХ - нач. XIX веков характеризуется одновременным сосуществованием множества научных направлений, школ, созданием многочисленных центров музыкотерапии. Исследования ведутся по двум направлениям: музыкотерапия клиническая и оздоровительная.
Клиническая музыкотерапия направлена на лечение неврозов, депрессии, заикания, аутизма, нарушений психического развития или двигательной моторики детей, также она используется как составляющая часть комплексного лечения. Данное направление представлено клиническим психоанализом, восстановительной медициной, лечебной и специальной педагогикой.
Оздоровительная музыкотерапия базируется на идеях музыкального воспитания, принадлежащих ряду композиторов и музыковедов (Б. В. Асафьев, Б. Яворский, К. Орф, З. Кодаи). Это направление включает элементы психотерапии (релаксация, суггестия, импровизация) и применяется с целью личностного роста и развития человека, а также для достижения релаксации, снятия негативных эмоциональных состояний, последствий стрессов. Оздоровительную музыкотерапию изучает музыкальная психология [1]. 


Интересные факты:
- Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано

- Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония № 6» , часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет Луны».
- Уменьшение чувства тревоги и неуверенности: мажорные мелодии, темп ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказывать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
- Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата № 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
- Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения: скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.
- Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония», часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
- Для снятия мигрени, головной и другой боли: религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».
- От бессонницы, для спокойного и крепкого сна: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом [4].

 

Статья подготовлена с использованием материалов Интернет-ресурсов:

1. https://educ.wikireading.ru/5152 (Дата обращения: 28.09.2018.)
2. Орлова Е. М. Исследования влияния музыки на человека в творчестве В. М. Бехтерева и его школы : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. М. Орлова [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т,], Москва, 2016. - 225 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/issledovanija-vlijanija-muzyki-na-cheloveka-v-tvorchestve-v-m-behtereva-i-ego-shkoly.html (Дата обращения: 28.09.2018.)
3. Сидоренко А.А. Музыкотерапия как психотерапевтическое направление // Международный студенческий научный вестник - 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22588.pdf (Дата обращения: 28.09.2018.)

 

Советуем прочитать:

1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия / Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В. Е. Рожнова. - Ташкент, 2011. - 275 с. 
2. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / под ред. Г. Г.Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2013. - 634 с.
3. Блаво Р. Новый путь к самоисцелению / Р. Блаво. - Новосибирск, 2012. - 208 с. 
4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. / С. В. Шушарджан. - М., 2010. - 253 с. 
5. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней  / В. Элькин. - СПб., 2010. - 356 с. 
6. Менегетти А. Музыка души : введение в музыкотерапию : составлено по лекциям А. Менегетти - СПб., 2012. - 175 с. 
7. Юсфин А. Г. Музыка - сила жизни / А. Г. Юсфин. - СПб.: ООО «Аюрведа Плюс». 2011. - 212 с. 
8. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума / Д. Кэмпбелл. - Минск: Поппури, 2011. - 162 с. 
9. Петрушин В.И. Музыкальная психология: для студентов сред. и высш. муз. учеб. заведений. / В. И. Петрушин - М. : Владос, 2013. - 383с.