Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




Подготовка кадров в условиях новой социальной реальности : обзор изданий по социальной работе

Причины всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в голове людей,

не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в экономике соответствующей  эпохи. 
Ф. Энгельс 

Новые социально-экономические условия обострили ситуацию в стране. Приостановились многие позитивные процессы, стала расти безработица, снижается уровень жизни населения. Новые условия ставят новые задачи перед социальной работой как профессией. Социальную работу нельзя воспринимать узко. Социальная сфера – очень сложное системное образование, она непосредственно взаимодействует со многими смежными сферами жизнедеятельности. Новые реальности диктуют изменения к подготовке кадров. В профессиональной подготовке специалистов по социальной работе происходят значительные изменения. Во-первых, образовательные стандарты адаптируются в соответствии с требованиями стандартов профессиональных. Одна из значимых задач – поиск рационального соотношения академических и прикладных компетенций  выпускников, формирование новых личностных и профессиональных качеств по социальной работе.
Библиотека ВолгГМУ предлагает познакомиться с литературой, включающей учебники и учебные пособия, которые помогу преподавателям и студентам в подготовке к практическим занятиям, в написании докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

364(075)
Ш 259
Шарин В. Н. История социальной работы: учебное пособие / В. И. Шарин. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.
В предлагаемом  учебном пособии рассматривается процесс формирования и развития отношений социальной помощи, обусловленный развитием общества. Это дает возможность оценить влияние общественно-экономических отношений на становление социальной работы. Предлагаемая история социальной работы охватывает период с момента зарождения социальной помощи и до начала XX века. А также  анализируется процесс возникновения и развития социальной работы как практической стороны социальной помощи, рассматриваются особенности формирования институтов – субъектов социальной помощи и генерируемые ими субъектно-объективные  отношения.
Для студентов, преподавателей факультетов социальной работы.

 


364(075)
С 692
Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / кол. авт.; под ред. Н. Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2016. – 528 с.
Целью следующего учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы. Раскрываются основные направления социальной работы с детьми группы риска, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, безработными гражданами, людьми без определенного места жительства. В первой главе раскрывается содержание основных направлений с детьми группы риска. В книге охарактеризованы формы и методы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В пособии основательно представлены технологии социальной работы с молодежью. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи считается неустойчивым. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью. Этим аспектам проблемы посвящена  глава 2, в которой анализируются содержание и формы социальной работы с молодежью. Специфика социальной работы с людьми пожилого возраста, технология работы с ними представлена в  главе 3 пособия. Важно, чтобы студенты были знакомы с современным состоянием социальной помощи и поддержки пожилых граждан, знали особенности положения в обществе этой социальной группы. В главе 4 раскрыты социальная политика в отношении инвалидов, технологии  работы с ними. 
Отдельные главы учебного пособия посвящены характеристике форм социальной работы с малообеспеченными гражданами (глава 5), методов и форм социальной работы с безработными гражданами (глава 6), особенностям социальной защиты военнослужащих и, членов их семей (глава 7). Социальная помощь гражданам без определенного места жительства рассмотрены в (главе 8). Немало места в учебном пособии отведено особенностям социальной работы с разными категориями семей: неполной, многодетной, замещающей, инвалидов, молодой семьи (глава 9). Основные направления и содержание социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях, а также специфика социальной поддержки мигрантов рассмотрены в главах 10-12. 
В заключительном разделе учебного пособия анализируется церковная социальная помощь различным группам населения.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.


364(075)
С 692
Социальная работа: учебное пособие для бакалавров / под ред. Н. Ф. Басова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2016. – 352 с.
В начале 1990-х гг. был сделан прорыв в области подготовки социальных работников. В 1991 году. Госкомитет СССР по народному образованию (приказ от 7 августа 1991 г. № 376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Система подготовки профессионала по направлению «Социальная работа» включает в себя организацию учебно-познавательной и практической работы студента. В настоящее время в России создана многоуровневая система высшего профессионального образования в области социальной работы. Настоящее издание знакомит студентов с содержанием всех основных учебных дисциплин бакалавриата с целью формирования у будущих бакалавров социальной работы системы профессиональных знаний
Материал подобран в доступной для студентов форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них. Несомненную ценность эти материалы представляют при подготовке студентов к междисциплинарному выпускному экзамену.
Пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, в написании докладов, рефератов, курсовых квалификационных работ. Как справочное пособие оно может быть полезным и для практических работников социальной сферы в процессе повышения квалификации 
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также для практических работников.


364(075)
Ф 627
Фирсов М. В. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова, И. В. Наместникова. – М.: КНОРУС, 2011. – 224 с. – (Для бакалавров). 
В связи с развитием рыночных отношений возникает необходимость оказание помощи социально уязвимым слоям населения со стороны общества и государства, что стимулирует развитие профессиональной помощи работы. Это и определяет важность курса в учебном  пособии. Специалисты в области подготовки кадров по социальной работе считают, что ранняя профессиональная ориентация, понимание социальной сути этой специальности, серьезное отношение к профессиональной подготовке способствуют более быстрому и качественному формированию специалиста. Это и определяет важность курса «Введение в специальность «Социальная работа»», которая позволяет студентам с первых дней учебы в вузе получить достаточно полное представление о своей будущей профессии.
Дисциплина «Введение в специальность «Социальная работа»» рассчитана на студентов, обучающихся данной профессии. Ее задачей является скорейшая адаптация студентов-первокурсников к вузовской жизни, обеспечение студентов первичными знаниями о сущности и специфике профессиональной деятельности в области социальной работы, создание у них установки на приобретение глубоких теоретических знаний и профессиональных умений и навыков, формирование интереса к избранной деятельности. 
Для студентов и преподавателей вузов, а также широкого круга исследователей общественных работ.


364(075)
У 677
Управление в социальной работе: учеб. для бакалавров/ под ред. профессоров Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 300 с. 
Социальные системы – сложный, капризный, непредсказуемый и поэтому «неудобный» объект для управления. Понятие «социальное управление» является в учебнике основным. Учебник подготовлен преподавателями Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы (ИПКДСЗН) в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем содержится материал по основным проблемам управления в социальной работе. Социальное управление в социальной работе выступает в единстве организованной системы и совокупности процессов, главная целевая направленность которых заключается в превращении целей, задач в необходимые результаты. Следует иметь в виду, что мастерству социального управления невозможно научить и научиться в аудитории. Для этого, прежде всего, нужно начать заниматься практической деятельностью. Практика – хороший учитель, если человек имеет соответствующую мотивацию. Данный учебник не является универсальным инструментом, дающим ответы на все теоретические и практические вопросы. Вместе с тем его польза заключается в следующем.
Во-первых, он учит языку социального управления, т. е. освоению и грамотному использованию понятийно-категориального аппарата, без которого невозможно освоить организационно-управленческих и административно-поведенческих проблем.
Во-вторых, учебник учит разбираться в теоретической, методической и практической проблематике, увязывая их между собой. Например, в социальном управлении наряду со знанием теоретических положений немаловажное значение имеют знания по диагностическим или аналитическим методикам. Истинный управленец управляет не только тем, что имеется сегодня, но и созидает то, чем нужно будет управлять завтра.
В-третьих, учебник в определенной мере ориентирован на «обучение обучению», т. е. ни получению в готовом, виде ответов по соответствующим проблемам, а на приобретение навыков самообучения.
В-четвертых, учебник помогает ориентироваться в современной управленческой проблематике. Таким образом, предлагаемый учебник, должен способствовать приобретению знаний и развитию навыков и умений тех, кто хочет научиться результативно управлять социальной работой.
Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Государственное и муниципальное управления». Может быть полезен руководителям и специалистам учреждений социальной защиты населения при обучении по программам переподготовки и повышения квалификации кадров.


364(975)
П 685
Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. О. Г. Прохоровой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 256 с.
Учебник составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, с учетом при изложении материалов предусмотренных стандартом общекультурных и профессиональных компетенций специалистов по социальной работе. Следует отметить, что правовое обеспечение социальной работы – особый вид деятельности, цель которой – нормативно-правовое удовлетворение социально гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию через соблюдение всех норм законодательства. Социальная работа включает также оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многом случаях и жить.
Главная идея социального обеспечения – идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье. Все категории населения в той или иной степени нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, в приобретении жилья и т. д. Предмет «правого социального обеспечения» составляет несколько групп общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.
Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника и социальной работы в целом было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования. Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях в РФ и конкретизированных в законах РФ и других нормативно-правовых актах, знание и исполнение которых является обязательным для всех.
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», руководителей и специалистов социальной сферы, а также тех кто интересуется проблемами современного правового обеспечения в социальной работе и стремится к тому, чтобы его социальное учреждение работало более эффективно.


364 (075)
Т 384
Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 478 с.
В учебнике представлены комплексные технологии решения проблем различных категорий населения, нуждающихся в помощи и социальной поддержке. Раскрыто содержание технологий социального обслуживания, диагностики, социальной профилактики и социального проектирования, педагогические и медико-социальные методы и технологии работы с индивидом и группой, технологии осуществления посреднической и консультативной работы при решении проблем клиентов, формы и средства актуализации ресурсов человека или группы.
Реализация технологического подхода к решению социальных проблем человека или группы относится к наиболее комплексным явлениям в социальной сфере. Это составная часть технологической революции, которая развернулась в последней трети ХХ в. и продолжает преобразовывать мир в XXI в. Многообразие и сложность современных социальных проблем диктуют сущностную потребность не только в теоретико-методологическом обосновании стратегии социальной работы в обществе. Общество остро нуждается в конкретных эффективных технологиях деятельности социальных учреждений и социальных служб, возникших за последние 20 лет в России. Развитая система социальной защиты и социальной работы в России, выполняя функцию помощи в трудной жизненной ситуации, ориентируется на развитие или восстановление его социальности как способности к самостоятельному, свободному взаимодействию с окружающим миром. Это эффективный путь преодоления иждивенческих настроений и эффективного использования ресурсов: материальных, финансовых и кадровых. В учебнике представлены технологии социальной работы и социальной практики, которые используются в деятельности социальных учреждений, направленные не только на удовлетворение потребностей человека, но и на развитие его ресурсов: интеллектуальных, творческих и социальных. Отражены инновационные социальные практики, нововведения, которые могут принять специалисты социальных служб и учреждений социальной защиты в работе по преодолению проблем различных категорий населения.
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», слушателей и преподавателей гуманитарных вузов и институтов переподготовки и повышения квалификации, а также специалистов и руководящих кадров системы социальной защиты населения.

 

Надеемся, что представленная вашему вниманию литература будет способствовать совершенствованию системы подготовки специалистов социальной работы.

 

Н. П. Целикова, библиотекарь библиотеки ВолгГМУ,

ред. гл. библиографа Е. В. Спиваковой