Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




Еще раз о Пушкине… (Выставка одной книги)

6 июня - день рождения А. С. Пушкина. По традиции в этот день библиотека ВолгГМУ знакомит читателей с различными изданиями, посвященными жизни и творчеству великого поэта. Кто-то подумает: «Опять о Пушкине…» О нем ведь написано так много! Пушкиниана включает множество исследований, мемуаров, художественных произведений. Но сегодня речь пойдет об уникальном сборнике – «Заветный перстень». Тексты, собранные в этом издании, относятся к разным жанрам. Объединяет их небольшой объем. Это повести, рассказы, очерки. Эпиграфом к книге составители поместили строки самого поэта: 
                «…Прими собранье пестрых глав,
                Полусмешных, полупечальных,
                Простонародных, идеальных…»

«Пестрые главы» сборника всесторонне раскрывают личность поэта. Ведь за словосочетанием «светило русской поэзии» кроется незаурядная личность – талантливая и яркая, сложная и противоречивая, порой загадочная. Предлагаем перелистать страницы сборника. Он хранится в фонде отдела гуманитарно-просветительской работы.
Познакомьтесь с некоторыми произведениями о великом поэте.


И. С. Лукаш
«Заветный перстень».

Вспомните изображение А. С. Пушкина на портрете, написанном художником В. Тропининым. На большом и указательном пальцах правой руки поэта надеты кольца. Всего в его коллекции было семь перстней. Журналист и писатель русской эмиграции И. С. Лукаш предлагает свою версию истории о легендарном кольце, подаренном поэту Елизаветой Воронцовой (это кольцо, на тропининском портрете надето на большой палец). Графиня подарила Пушкину тяжелый перстень с сердоликом. Второй такой же остался у нее. Пушкин очень ценил подарок и, говорят, верил в его магическую силу. После смерти поэта кольцо забрал В. Жуковский. Такой была предсмертная воля А. С. Пушкина. Существовала легенда, что носить перстень может только достойный преемник. После В. Жуковского кольцо носил И. С. Тургенев, потом оно перешло к Полине Виардо. Певица передала украшение в музей. В марте 1917 года кольцо исчезло из музейной коллекции. Местонахождение артефакта до сих пор не известно. (В. А. Тропинин Портрет Александра Сергеевича Пушкина; И. С. Лукаш)


А. Л. Слонимский (1881-1964)
«Детство»

Историк литературы, автор научных книг о А. С. Пушкине посвящает повесть своей жене, правнучке О. С. Пушкиной, сестры поэта. 
«Детство» – первая часть повести «Юность Пушкина». Автор рассказывает о семье Пушкиных и об атмосфере, которая царила в их доме. Хронологически глава охватывает небольшой период времени – с мая до лета 1811 года. Юному Александру исполняется двенадцать лет, когда он покидает родной дом и отправляется учиться в Царскосельский Лицей. Благодаря ретроспективной композиции этой части повести мы узнаем о детстве будущего поэта, вернее, о самых значимых моментах, которые повлияли на формирование личности А. С. Пушкина.


Н. В. Баранская (1908-2004)
"Цвет темного меду"
 
Повесть о первых месяцах жизни Натальи Николаевны Пушкиной после смерти мужа. Общеизвестно, что отрицательное отношение к Н. Гончаровой-Пушкиной сформировалось еще при ее жизни. После смерти поэта появилось стихотворение неизвестного автора: «К тебе презреньем всё здесь дышит… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта». Известный литературовед-пушкинист Д. Д. Благой отмечал, что анонимный поэт-любитель выразил в этих строках общественное мнение. Поведение Натальи Николаевны и ее роль в преддуэльных событиях являются предметом дискуссии даже в настоящее время. Какой была эта загадочная красавица? Многие современники считали ее закрытой и неразговорчивой, сдержанной в проявлении чувств. Она не оставила после себя дневников. Н. В. Баранская предлагает свой взгляд на жену поэта. (Владимир Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой. 1843 год; Н. В. Баранская)


К. Г. Паустовский (1892-1968)
«Михайловские рощи»

Небольшое эссе классика пейзажной и лирической прозы о посещении памятного пушкинского места, написанное в 1938 году. Писатель видел много красивых уголков в России, но, по признанию самого автора, «ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское». Здесь все напоминало о Пушкине: высокая липовая аллея, где когда-то поэт встретился с Анной Керн, ветхий, маленький домик няни Арины Родионовны в Михайловском парке, летние праздники в день рождения поэта. В этих же местах Паустовский встретил внучку А. Керн. «На скамейке под липами часто сидела маленькая весёлая старушка. К вороту её блузки была приколота старинная бирюзовая брошь. Это была внучка Анны Керн - Аглая Пыжевская, бывшая провинциальная драматическая актриса». Старушка рассказала Паустовскому, что никак не может покинуть эти места и уехать в родной Ленинград, что ходит по деревням и записывает рассказы стариков о Пушкине. (Михайловское — фото с сайта Государственного мемориального историко-литературного и природного музея-заповедника А. С. Пушкина; К. Г. Паустовский)


М. М. Зощенко (1894-1958)
«Талисман»

У каждого хорошего писателя есть своя манера письма, индивидуальный авторский стиль. В литературоведении существует такое понятие, как стиль Пушкина. Великого русского поэта и прозаика можно узнать по первым строчкам, художественным приемам, присущей только ему манере выстраивания интриги. Советский писатель М. М. Зощенко, имитируя стиль Пушкина, создает шестую повесть Белкина под названием «Талисман». Произведение об армейской жизни, о предрассудках, фатализме, о вере в человеческий разум.


К. Коровин (1861-1939)
«Этот самый Пушкин…»

Известный русский художник К. А. Коровин оставил яркий след не только в живописи, но и в литературе. Жизнь подарила ему множество интересных встреч с незаурядными людьми. На склоне лет художник поделился воспоминаниями о своей жизни, о друзьях, творчестве, путешествиях. В сборнике «Заветный перстень» помещен отрывок из воспоминаний художника. Встреча и разговор с сыном Пушкина, А. А. Пушкиным, наводит автора на целый ряд размышлений о значении творчества великого поэта. Очень приятно читать прозу художника, написанную светло и просто, в то же время метко и ярко.


З. А. Шаховская (1906-2001)
«Старость Пушкина»

З. А. Шаховская – прозаик, публицист, поэт, печаталась в русских эмигрантских журналах и периодических изданиях разных стран.  Рассказ «Старость Пушкина» - фантазия на тему, как сложилась бы жизнь поэта, если бы он не погиб на дуэли.
Пушкин – это неисчерпаемая тема, и каждый в этом сборнике найдет что-то свое, близкое ему, ранее неизвестное, новое, интересное.

 

С. В. Замылина,
заведующая отделом гуманитарно-просветительской работы