Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




Анатомия в стихах и прозе

Обзор изданий кафедры анатомии человека, поступивших в фонд библиотеки ВолгГМУ в 2016 г.

В медицинском вузе анатомия – первая фундаментальная наука, которая приоткрывает занавес будущей врачебной деятельности, закладывает основы специальных медицинских знаний. Современная анатомия стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен. Без овладения анатомическими знаниями, без понимания строения и развития организма не может обойтись ни одна медицинская специальность. Так, знаменитый российский врач и ученый Е. Мухин в начале 19-го века сказал: "Врач - не анатом не только бесполезен, но и вреден". Поэтому, так важно, когда овладевать новыми специальными знаниями помогают хорошие, умные книги. Предлагаем Вашему вниманию обзор новых научных изданий кафедры анатомии человека ВолгГМУ.
Пикалов А. С. Анатомия человека в стихах и схемах [Текст]: учеб. пособие / А. С. Пикалов, М. А. Пикалов, А. И. Краюшкин и др.; ВолгГМУ Минздрава РФ; [под ред. А. И. Краюшкина]. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 59, [1] с.: ил., цв. ил.

Перед вами – учебное пособие в стихах. В поэтической форме системно рассмотрены все разделы анатомии, дана функциональная характеристика внутренних органов и тканей.

«Пульт кровообращения
Приводит к сокращению,
Меж тканями общение
Осуществляет кровь.
Питательные взвеси
И кислород разносит,
И шлаки все уносит
В круженье вновь и вновь».

По мнению авторов книги, одним из важнейших показателей обучения является «эмоциональная составляющая образовательного пространства», и необходимо «возбудить интерес к освоению первой медико-биологической дисциплины… пожалуй, самой сложной и ответственной для студента-медика». Такое «образное» знакомство с анатомией, конечно, облегчит студентам запоминание многочисленных медицинских терминов, систем и органов.

«Когда планета кружится –
Удерживает ось.
Так организм в содружестве
Выдерживает кость.
Что по крупицам собрано
В теченье многих лет,
Несет прекрасно сложенный
Надежнейший скелет».

 Пособие снабжено иллюстрациями и схемами и рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Клиническая психология».

Лекции по анатомии человека в графах логических структур [Текст]: учеб. пособие / ВолгГМУ Минздрава РФ; авт.-сост.: А. И. Краюшкин, А. И. Перепёлкин, Л. И. Александрова и др.; под ред. А. И. Краюшкина. - Волгоград: ВолгГМУ, 2016. - 135, [1].

Данное учебное пособие отличается не меньшей оригинальностью и является одной из инновационных форм оптимизации учебного процесса на кафедре анатомии человека. Лекции представлены в виде графов (тематических узлов-схем) логических структур, каждый постулат вытекает из предыдущего и «эргономически» ограничивается пределами одной страницы, что позволяет студенту представить всё содержание лекции в виде логической схемы.

Интересно, что слово «графо» означает «пишу», «а в случае теории графов обозначает множество точек и линий между ними… Графы обычно используют для представления отношений между элементами конечного множества».

Важно, что обучающийся здесь занимает не пассивную роль «поглотителя» информации. После каждого графа, на чистой странице, студенту предлагается детализировать логическую схему, «расшифровать» тематический узел графа, используя его лучи, проанализировать логические взаимосвязи между графами, дополнить схему латинскими терминами, специальными примерами и т. д. Для лучшего усвоения материала в конце пособия предлагаются вопросы к лекциям для самоконтроля.

Рентгеноанатомия органов и структурных образований в анатомии человека [Текст]: учеб. пособие / Е. Д. Лютая, А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин и [др.]; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 34, [2] с.

В представленном пособии, созданном совместно с кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии, изложена краткая характеристика нормального строения органов и анатомических образований в рентгеновском изображении, что предусмотрено учебным планом по анатомии человека.

При описании органов, кроме литературных источников, были использованы рентгеновские снимки из обширной коллекции кафедр анатомии человека и лучевой диагностики и лучевой терапии, сделанные как в клинических условиях, так и на экспериментальном материале. Большинство снимков сделаны сотрудниками кафедр, а в ряде случаев с использованием оригинальных методик.

Расположение материала в книге соответствует последовательности изучения вопросов в системной нормальной анатомии человека, в заключение приведены тестовые задания для самостоятельной работы.

Пособие рекомендовано студентам 1-2 курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов и может быть полезным для студентов старших курсов, изучающих лучевую диагностику и лучевую терапию.

Опорно-двигательный аппарат человека (возрастные, гендерные, соматотипологические и этнотерриториальные аспекты) [Текст]: монография / А. И. Перепелкин, В. Б. Мандриков, В. Н. Николенко, А. И. Краюшкин.; ВолгГМУ Минздрава РФ, ГОУ ВПО 1 Моск. гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - 398, [2] с.: ил.

Эта монография посвящена анатомии опорно-двигательного аппарата человека, рассмотренной в разных аспектах: возрастном, гендерном, соматотипологическом и этнотерриториальном. Книга состоит из 12 глав и содержит интересные данные по физиологии и физическому развитию ребенка в процессе его роста.

В 1-4-ых главах рассматриваются закономерности и современные аспекты изучения физического развития детей и подростков, внутренние и внешние факторы, влияющие на анатомию скелета и мышечной системы, а также современные классификации соматотипов. Соматотип, одна из характеристик морфологической конституции человека, является «зеркалом» внутренних процессов в организме, отражающим взаимосвязь телосложения и метаболизма, и «выступает в качестве основы конституциональной диагностики и оценки здоровья». В 5-ой и 6-ой главах идет речь о морфофункциональных особенностях опорно-двигательного аппарата у детей периода первого (4-7 лет) и второго (8-12 лет) детства. Немаловажное значение уделяется сравнительной характеристике основных антропометрических показателей стопы детей с различными типами телосложения, а также методам исследования анатомо-функционального состояния стопы.

7-10-ая главы знакомят с закономерностями роста и развития организма и скелета в подростковом периоде в гендерном аспекте. (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики).

Актуальный и полезный материал представлен в 10-ой главе: результаты исследований по определению уровня развития основных физических качеств допризывной молодежи Волгоградского региона в зависимости от принадлежности к конкретному соматотипу. Актуальность мониторинга антропометрических показателей в возрастной группе от 14 до 17 лет объясняется также тем, что юношеский возраст представляет собой переломный этап в индивидуальном развитии человека. «Это обусловлено вступлением организма, всё еще находящегося в процессе роста, в сферу специфических влияний окружающей социальной и профессиональной среды, в том числе и службы в Вооруженных Силах РФ».

Не менее интересную информацию вы можете найти в 11-ой главе монографии, где дается этническая и антропологическая характеристика опорно-двигательного аппарата подростков на примере лиц русской и калмыцкой национальностей в сравнительном аспекте. Калмыкия граничит с Волгоградской областью на севере, причем, калмыцкий народ – единственные представители монголоидной расы, проживающие на юге России. За последние десятилетия произошли глубокие изменения в жизни этого народа, а результаты проводимых исследований дают представление о физическом и социальном развитии калмыцких детей в настоящее время.

Заключительная, 12-ая глава посвящена морфофункциональным особенностям опорно-двигательного аппарата в юношеском возрасте (18-22 года).

Книга содержит иллюстрации, схемы, обширный список литературы в заключение и рекомендована анатомам, физиологам, врачам и студентам медицинских вузов.

Анатомические сюжеты в художественном творчестве [Текст]: учеб. пособие / А. И. Краюшкин, А. И. Перепёлкин, М. А. Пикалов и др.; ВолгГМУ Минздрава РФ. - М.: ВолгГМУ, 2016. - 59, [1] с.: цв. ил.

Эта небольшая книга заслуживает особого внимания. По утверждению австрийского анатома Гиртля, «нельзя изучать анатомию, не рисуя». Картины Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Брюлова, Репина, Перова, скульптуры выдающихся мастеров «являются непревзойденной художественной иллюстрацией типов телосложения», особенностей формы и строения тела каждого отдельного человека.

Учебное пособие прекрасно иллюстрировано и снабжено подробными «анатомическими описаниями» к каждой иллюстрации.

Причем, всё это написано увлекательно, ярким, образным языком, порой содержа энциклопедические сведения о самих произведениях искусства.

Тестовые задания по анатомии человека [Текст]: сб. / А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Л. И. Александрова и др.; ВолгГМУ Минздрава РФ, Каф. анатомии человека; [сост.: А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Л. И. Александрова и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 94, [2] с.

Сборник тестовых заданий предназначен для закрепления знаний студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Клиническая психология». Тесты представлены по 9-ти разделам анатомии: «Остеология», «Мышечная система», «Пищеварительная система» и др., в заключение приведены ответы к заданиям.

Краюшкин А. И. Методология и перспективы научных исследований в анатомии человека [Текст]: учеб. пособие / А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Е. В. Горелик – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 44, [4] с.

В настоящем издании представлена современная методология изучения фундаментальной, системной научной дисциплины – нормальной анатомии человека. Детально изложены перспективы научных исследований кафедры анатомии человека ВолгГМУ, которая за заслуги в области развития отечественного образования внесена в золотой фонд отечественной науки и получила диплом «Золотая кафедра России». Издание рекомендовано для студентов 1-2 курсов всех факультетов и преподавателей анатомии человека в медицинских вузах.

Со всеми представленными здесь изданиями можно познакомиться в читальном зале библиотеки ВолгГМУ.

1.Анатомические сюжеты в художественном творчестве [Текст]: учеб. пособие / А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, М. А. Пикалов и др.; ВолгГМУ Минздрава РФ. – М.: ВолгГМУ, 2016. – 60 с.
2. Краюшкин А. И. Методология и перспективы научных исследований в анатомии человека [Текст]: учеб. пособие / А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Е. В. Горелик. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. – 48 с.
3. Лекции по анатомии человека в графах логических структур [Текст]:учеб. пособие / ВолгГМУ Минздрава Рф; авт.-сост.: А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Л. И. Александрова и др.; под ред. А. И. Краюшкина. – Волгоград: ВолгГМУ, 2016. 136 с.
4. Опорно-двигательный аппарат человека (возрастные, гендерные, соматотипологические и этнотерриториальные аспекты) [Текст]: монография / А. И. Перепелкин, В. Б. Мандриков, В. Н. Николенко, А. И. Краюшкин.; ВолгГМУ Минздрава РФ, ГОУ ВПО 1 Моск. гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - 398, [2] с.: ил.
5. Пикалов А. С. Анатомия человека в стихах и схемах [Текст]: учеб. пособие / А. С. Пикалов, М. А. Пикалов, А. И. Краюшкин и др.; ВолгГМУ Минздрава РФ; [под ред. А. И. Краюшкина]. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 59, [1] с.: ил., цв. ил.
6. Рентгеноанатомия органов и структурных образований в анатомии человека [Текст]: учеб. пособие / Е. Д. Лютая, А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин и [др.]; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 34, [2] с.
7. Тестовые задания по анатомии человека [Текст]: сб. / А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Л. И. Александрова и др.; ВолгГМУ Минздрава РФ, Каф. анатомии человека; [сост.: А. И. Краюшкин, А. И. Перепелкин, Л. И. Александрова и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 94, [2] с.

В. Г. Тарасова, библиограф библиотеки ВолгГМУ