Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




У истоков русской кинематографии (2016 - Год российского кино)

Среди нас найдется немало любителей кино. Cinema, Кинемо, «Кинематограф-Люмьер» – называли его в афишах. На вопрос «Когда родился кинематограф?» почти все ответят: 28 декабря 1895 года – в день, когда в подвальчике «Гран кафе» на парижском бульваре Капуцинок был устроен публичный киносеанс и зрители впервые увидели на экране движущуюся фотографию, спроецированную на полотно аппаратом братьев Люмьер. [2] В тот день было продано всего 35 билетов, однако к концу недели вдоль бульвара уже выстраивались громадные очереди жаждущих взглянуть на движущиеся картинки. Несколько коротеньких фильмов, составлявших первую программу, стали для первых зрителей захватывающим зрелищем.

Как это ни удивительно, история кино началась, еще в Древней Греции, с так называемых движущихся теней. Примерно в 360 году до новой эры древнегреческий философ Платон описывал в своей книге "Республика", как двигаются тени. Некоторые историки кино считают это описание пещеры Теней первым упоминанием о движущихся образах. [16] Много веков спустя, изобретатели и эстрадные артисты совместными усилиями создали индустрию движущихся картинок со всевозможными трюками и спецэффектами. На исходе девятнадцатого века кино как техническое изобретение вошло в жизнь человечества и уже через три десятилетия после дня рождения успело стать великим искусством, занять равноправное место с литературой, театром, музыкой, живописью, скульптурой, существующими тысячелетия. Принято думать, что по своей сути кино больше всего связано с литературой. Конечно, и при чтении книги и при восприятии фильма перед нами возникают зрительно-словесные образы, движется цепь событий. Но при чтении книги в сознании читателя рождаются образы созданные силой воображения, жизненным и художественным опытом каждого, а зрителям в темном зале показывают киноленту, на которой зафиксированы образы реально видимые.

Крупнейший художник двадцатого столетия Сергей Михайлович Эйзенштейн считал, что кинематограф – это часть системы развития живописи, часть ее истории. [2] Веками художники мечтали оживить изображение, придать ему движение. Любой фильм – это прежде всего запечатленное движение. После появления фотографии для этого оставалось сделать лишь небольшой «шажок»: создать кинопленку, съемочную и проекционную киноаппаратуру и повесить экран. Кино началось как движущаяся фотография, как хроника. В первых кинопогонях новое искусство ощутило поэзию и смысл своего существования – движение. И уже в эпоху немого кино стало понятно, что не только движение мимо камеры, но и сама движущаяся камера способна передать состояния, не доступные ни одному искусству.

«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему миру, и Россия не осталась от этого в стороне. Вскоре после публичного сеанса в Париже, 4 мая 1896 года в Санкт-петербургском летнем саду «Аквариум» и 26 мая в московском увеселительном саду «Эрмитаж», а затем в течение всего лета на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде с сенсационным успехом демонстрировалась первая в мире кинопрограмма... Та самая, где, далее став бессмертным, поезд приближался к платформе вокзала. Где завтракал на террасе толстощекий малыш. Где рабочие после смены дружно выходили из ворот фабрики. И где, наконец, озорной мальчишка зажимал ногою шланг, чтобы струя воды окатила садовника, поливавшего цветы. И эмоциональная русская публика вместе со всем миром влюбилась в новое необычное зрелище. Александр Блок одним из первых русских интеллектуалов влюбился в «вертящиеся картинки» кинематографа, по нескольку раз в неделю бывал в иллюзионах. Воспоминания современников сохранили также и свидетельства о посещении кинематографа Л. Н. Толстым с семейством, о поголовном увлечении горожан. Молодой петербургский поэт Осип Мандельштам, сам завсегдатай иллюзиона, любовно передал его атмосферу:

Кинематограф. Три скамейки,
Сантиментальная горячка…

В 1907 году в Петербурге появилось «Первое синематографическое ателье А.О. Дранкова», хозяин которого, журналист и фоторепортер Александр Осипович Дранков, попытался наладить собственное производство фильмов. Новое дело он начал с шумной рекламы: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!» Дранков первым в России попытался снимать и художественные фильмы. Его картина «Понизовая вольница», считается первым российским художественным фильмом. Это был немой фильм по мотивам народной песни «Из-за острова на стрежень» – о Степане Разине. Премьера состоялась 15 октября 1908 года в сопровождении симфонической музыки, специально написанной композитором И. Ипполитовым-Ивановым. Сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность семь с половиной минут. Но зрелище для того времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни театральных артистов, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.

 

Вслед за Дранковым в Москве съемки фильмов начинает Александр Алексеевич Ханжонков. Потомственный дворянин, донской казачий офицер, он случайно попал в иллюзион и после сеанса, как признавался потом, «вышел на улицу опьяненный». Расставшись с военной карьерой, он бросился очертя голову в неведомое, проявив при этом не только твердую волю и упорство, но и деловую хватку, азарт, широту натуры. Все это позволило ему стать первым русским кинематографистом-профессионалом, основоположником российского кинопроизводства. Начал А. А. Ханжонков свою деятельность с военно-исторической эпопеи.

Новаторский и грандиозный замысел вдохновлен был Василием Михайловичем Гончаровым, чье имя стоит у истоков русской кинорежиссуры. Это он написал сценарий вышеупомянутого «Стеньки Разина» и тем самым занял место первого русского кинодраматурга. Шел 1911 год. Проявив завидную активность, добившись благорасположения членов царской фамилии и даже высочайшего покровительства самого императора, Гончаров и Ханжонков приступили к съемкам исторического сюжета «Оборона Севастополя». Показ фильма состоялся 14 ноября 1911 в летней резиденции императора – крымской Ливадии, в присутствии Николая Александровича, всей царской семьи, двора и высокопоставленных приглашенных. Ханжонков колоритно описал эту ливадийскую премьеру в своей замечательной книге «Первые годы русской кинематографии». Это было фактическим государственным признанием новорожденного кинематографа. На премьере фильма удивительной после традиционных короткометражек казалась сама длина – 2000 метров, 1 час 40 минут демонстрации. Неожиданной была и форма. В сегодняшней терминологии ее лучше всего было бы назвать «реконструкцией событий» или «художественно-документальным фильмом». Сюжет здесь отсутствовал, а эпизоды Крымской войны 1853 - 1856 годов восстанавливались с максимальным приближением к фактам, снимались на подлинных местах событий. Портретное сходство персонажей, сыгранных актерами, – адмиралов Нахимова, Корнилова, хирурга Пирогова, матроса Кошки, героической сестры милосердия Даши Севастопольской и многих-многих других реальных участников обороны, специально и тщательно отработанное, – производило впечатление полной, абсолютной достоверности изображения. С размахом и эффектно сняты были массовые сцены: эвакуация города, госпиталь, принимающий раненых, проводы новобранцев и особенно штурм Малахова кургана. Интересным является и то, что в Севастополь были приглашены и сняты на пленку ветераны Крымской войны, дожившие до 1911 года. Бывшие солдаты, матросы, лейтенанты, капитаны, ныне глубокие белобородые старики с иконостасами орденов и медалей; бывшие милосердные сестрички, теперь бабушки, многие во вдовьих черных платках. Их по очереди как бы представляет зрителям кинокамера, они кланяются зрителям. [7]

На протяжении десяти лет соперничество Дранкова и Ханжонкова стало значительной движущей силой развития русского кинематографа. К 1916 году в Петербурге существовали уже девять фирм по производству фильмов, 18 контор, занимавшихся прокатом, работали 144 кинотеатра, из них 30 только на Невском проспекте. Кино становилось все более популярным и более профессиональным: над производством фильмов работали хорошие режиссеры (Б. Глаголин, А. Чардырин), операторы (Н. Козловский, А. Рылло), в них стали сниматься ведущие актеры театров (К. Варламов, А. Вивьен, В. Давыдова, Ю. Юрьев).

В первые годы основные сюжеты брались из русской классики, так, были экранизированы «Пиковая дама», «Мертвые души», «Дворянское гнездо», «Братья Карамазовы» и даже «Война и мир». Постепенно увеличивалось количество фильмов на современные сюжеты, но это были в основном мелодрамы, разбойничьи драмы, фильмы с сюжетами о всякой потусторонней силе. Появились популярные и любимые актеры – Иван Мозжухин, Вера Холодная. Фильмы «Портрет Дориана Грея» Вс. Мейерхольда, «Дитя большого города» и «Немые свидетели» Евгения Бауэра, «Пиковая дама» и «Отец Сергий» Якова Протазанова и многие другие находились на передовой линии европейского новаторства. За десятилетие (1908 — 1918) было выпущено более 2000 игровых картин и около 3000 научных и видовых лент; сняты десятки тысяч метров хроники; была создана мощная сеть кинофикации и проката; работало 6 крупных кинофабрик, выдвинулись талантливые профессионалы, организаторы и руководители кинопроизводства. Русское кино обрело собственное творческое лицо, достигло высокого уровня постановочного и исполнительского мастерства; в России за этот период издавалось 27 специальных киножурналов и свыше 40 рекламных периодических изданий для зрителей. Публика горячо любила свой кинематограф. Это была набирающая силы, процветающая, уверенная в себе, благоденствующая отрасль. Еще одно из ярких русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Русское кино стало известно за границей.
Лучшие произведения киноискусства не умирают, даже не стареют. Их будут с благодарностью и увлечением смотреть люди. Чудесное окно раскрывается все шире, прекрасный, многоликий, многозвучный и многокрасочный мир окружает нас. Этот необъятный мир называется киноискусством. Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.

Сотрудниками отдела гуманитарно-просветительской работы организована книжная выставка, которая располагается в зале каталогов библиотеки. Приглашаем всех желающих познакомиться с литературой, посвященной кинематографии.

Е. Л. Иптышева,

библиотекарь отдела гуманитарно-просветительской работы библиотеки ВолгГМУ

Советуем прочитать:

1.    Александров Г. В. Эпоха и кино / Г. В. Александров. – М. : Политиздат, 1976. – 287 с. : ил.
2.    Андроникова М. И. Сколько лет кино? / М. И. Андроникова. – М. : Искусство, 1968. – 100 с. : ил.
3.    Бондарчук С. Ф. Желание чуда / С. Ф. Бондарчук. – М. : Мол. гвардия, 1981. – 222 с. : ил. – (Мастера искусств – молодежи).
4.    Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства / И. В. Вайсфельд. – М. : Знание, 1983. – 144 с.
5.    Власов А. Е. Герои Шолохова на экране / А. Е. Власов, А. М. Млодик. – М. : Искусство, 1963. – 264 с. : ил.
6.    Герасимов С. А. Жизнь. Фильмы. Споры / С. А. Герасимов. – М. : Искусство, 1971. – 255 с. : ил.
7.    Зоркая Н. М. История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – 544 с. : ил.
8.    Кукаркин А. Чарльз Чаплин / А. Кукаркин. – М. : Искусство, 1960. – 328 с.
9.    Львовский М. Г. Человек, которому верят : кинематограф Ролана Быкова / М. Г. Львовский ; Союз кинематографистов России. – М. : Киноцентр, 1990. – 111 с. : ил.
10.    Парфенов Л. А. Сергей Герасимов / Л. А. Парфенов. – М. : Искусство, 1975. – 230 с. : ил. – (Мастера советского кино).
11.    Ржешевский А. Г. Жизнь. Кино / А. Г. Ржешевский. – М. : Искусство, 1982. – 382 с. : ил. – (Кинематографическое наследие).
12.    Савицкий Г. В. Этот простой и сложный язык кино / Г. В. Савицкий. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с.: ил.
13.    Шкловский В. Б. Эйзенштейн / В. Б. Шкловский. – М. : Искусство, 1973. – 298 с. : ил. - (Жизнь в искусстве).
14.    Эйзенштейн в воспоминаниях современников / ред. Р. Н. Юренев. – М. : Искусство, 1974. – 422 с. : ил.
15.    Юренев Р. Чудесное окно : краткая история мирового кино / Р. Юренев. – М. : Просвещение, 1983. – 287 с. : ил.
16.    http://detectivebooks.ru/book/18905920/
17.    http://www.lenfilm.ru/studio/history/