Сайт ВолгГМУ

Библиотека

Тел. +7 (8442) 38-54-21

Волгоград, пл. Павших Борцов,1

triangle




Карл Брюллов (к 215-летию со дню рождения)

 

 

 

 

 

 

Карл Павлович Брюллов – талантливый художник, подаривший миру великие творения. Девятнадцатый, Золотой, век русского искусства в том числе связан и с его именем. Картины Брюллова хранятся в Русском музее С.-Петербурга, в музеях Франции, Италии, Германии. Знаменитый художник родился 12 декабря 1799 года, рос слабым ребенком и до семилетнего возраста почти не покидал постели. Лишенный друзей и детских игр, он привык приглядываться ко всему с необычайным вниманием, а врожденное чувство красоты направляло эту наблюдательность на игру света и теней, на яркость красок окружающего мира. Отец Карла был художником. Заметив способности в сыне, он стал давать для срисовывания гравюры и различные предметы. Мальчик рисовал все лучше и лучше…

Колоссальный труд, помноженный на талант, позволил Брюллову создать произведения высочайшего искусства. Картины «Всадница», «Нарцисс», «Ночь над Римом» обрели мировую славу, но в историю живописи Брюллов вошел прежде всего как создатель полотна «Последний день Помпеи». Талантливая кисть художника раскрыла одну из картин страшной трагедии Древнего мира. За два роковых дня, 24 и 25 августа 79 года н.э., прекратили свое существование сразу несколько римских городов — Помпей, Геркуланум, Стабия и Октавианум. Виною этого было пробуждение вулкана Везувий, у подножья которого расположились эти поселения.

Летом 1827 года К. Брюллов впервые посетил раскопки Помпеи. Скорее всего, тогда и созрел у него замысел создать монументальную историческую картину. Он познакомился с археологическими материалами, изучил обычаи древней цивилизации, сделал ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур… В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, бывало, его на руках выносили из мастерской, но работы не прекращал. «И вот родилась окончательная композиция картины. Толпа в картине разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника – изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели.

Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину»[12].

Итальянцы высоко оценили полотно, британский писатель В. Скотт назвал картину «необычной, эпической». В России же творение Брюллова стало предметом патриотической гордости. А. С. Пушкин посвятил картине стихотворение, Н. В. Гоголь назвал ее «всемирным созданием», в котором все «так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». ««Последний день Помпеи» стал для русской кисти первым днём!» - написал в хвалебной оде поэт Е. А. Баратынский.

В будущем году полотну «Последний день Помпеи» исполнится 185 лет. Сменяются поколения, политические режимы, меняется образ жизни, а искусство великих мастеров остается. В картинах присутствуют мысли художника, чувствуется его душа. Это и привлекает тысячи людей в художественные галереи и музеи. Узнать больше о картинах и их авторе помогут и книги.

Список литературы о жизни и творчестве К. П. Брюллова:
1. Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество (1799 – 1852) : моногр. / Э Ацаркина. – М. : Искусство, 1963. – 536 с. : ил. . – (Русские художники) .
2. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. А. Карл Брюллов: исторические находки / И. Н. Бочаров, Ю. А. Глушакова. – М. : Знание, 1984. – 224 с. : ил., цв.ил.
3. Карл Брюллов : [альбом, авт.-сост. М. М. Ракова], М.: Изобразит. искусство, 1988. – 340 с.
4. Долгополов И. В. Мастера и шедевры [Текст] : в 3-х т. Т. 1 / И. В. Долгополов. - М. : Изобразит. искусство, 1986.
5. Карл Павлович Брюллов [Текст] : альбом / Леонтьева Г. К. . - Л. : Художник РСФСР , 1986 . - 195 с. : цв. ил. . - (Русские живописцы ХIХ века) .
6. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. – Л. : Искусство, 1983. – 336 с. : 17 л. ил., -(Жизнь в искусстве) .
7. Порудоминский В. И. . - М. : Мол. гвардия , 1979 . - 350 с. : 24 л. ил. . - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 9 (594)) .
8. Рассказы о русских художниках [Текст] : кн. для учащихся ст. кл. сред. школы / А. Б. Иванов. - М. : Просвещение, 1988. - 125 с. : ил., цв. ил.
9. Русское искусство ХVIII-XX веков [Текст] / Бенуа А. Н. . - М. : Яуза,Эксмо , 2004 . - 544с. : ил., цв. ил.
10. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] : для сред. и старшего шк. возраста ; сост.: Н. И. Платонова, В. Д. Синюков . - М. : Педагогика , 1983 . - 416 с. : ил. . - (Библиотечная серия) .
11. http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/520-kartina-posledniy-den-pompei.html
12. http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post203030147
13. http://gallerix.ru/album/Brullov
14. http://www.artsait.ru/art/b/brulovK/main.htm

С. В. Замылина,
 заведующая отделом гуманитарно-просветительской работы